Прокурор разъясняет

27.12.2024 Замена штрафа другим видом наказания

Решение о замене наказания принимается судом, постановившим приговор, по представлению учреждения, исполняющего наказание. Чтобы принять решение о замене наказания, суд должен выяснить такие юридически значимые обстоятельства, как: вид преступления, характер и степень общественной опасности преступления, за которое лицо осуждено; личность виновного; причины, по которым осужденный уклонился от наказания; вид, срок или размер наказания, которое может быть назначено при замене штрафа.

Замена уголовного наказания в виде штрафа имеет ряд существенных особенностей. Учитывая, что в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ основанием замены штрафа является злостное уклонение осужденного от его уплаты, суду необходимо установить факт такого злостного уклонения.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 УИК РФ злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф, назначенный без рассрочки – в течение 60 календарных дней со дня вступления приговора в законную силу, назначенный с рассрочкой – если первую часть штрафа не уплатил в этот же срок либо оставшиеся части штрафа не позднее последнего дня каждого последующего месяца. Других условий, кроме неуплаты штрафа в срок (например, неоднократное предупреждение осужденного судебными приставами-исполнителями о возможности замены штрафа другим наказанием, отобрание у него объяснений о причинах неуплаты штрафа, представление сведений об имущественном положении осужденного и источниках его доходов), для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется.
При рассмотрении вопроса о замене штрафа, назначенного в качестве основного наказания, другим видом наказания на суд возлагается обязанность проверить доводы о том, что осужденный не уклонялся от исполнения наказания, а не уплатил штраф в срок по уважительным причинам. Сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок.
Уважительными причинами могут считаться такие появившиеся после постановления приговора обстоятельства, вследствие которых осужденный лишен возможности уплатить штраф в срок (например, утрата дееспособности, нахождение на лечении в стационарном лечебном учреждении, утрата заработка или имущества вследствие обстоятельств, которые не зависели от лица).
Согласно ч. 5 ст. 46 УК РФ другим наказанием заменяется только штраф, назначенный в качестве основного наказания. В случае же неуплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, принимаются меры по принудительному взысканию штрафа (статья 103 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Порядок замены штрафа зависит от порядка его назначения по приговору. Так, если штраф по приговору был назначен в определенной сумме либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного, то в случае злостного уклонения от его уплаты он заменяется любым (в том числе не предусмотренным санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ) иным основным наказанием, предусмотренным статьей 44 УК РФ, за исключением лишения свободы.
Если же штраф назначался в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, то в случае злостного уклонения от его уплаты он заменяется наказанием в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, то есть это может быть и лишение свободы.
При разрешении вопроса о замене штрафа другим видом наказания суд проверяет соблюдение предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» требования исполнительного производства, в частности:
– факт вручения судебным приставом-исполнителем осужденному постановления о возбуждении исполнительного производства,
– указание в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения требования об уплате штрафа,
– разъяснение в постановлении последствий неуплаты штрафа в указанный срок.
Суд возвращает судебному приставу-исполнителю представление о замене штрафа, назначенного в качестве основного наказания, иным видом наказания, если установит наличие обстоятельств, которые повлияли или могли повлиять на принятие решения о внесении представления (например, если осужденный находился на лечении в стационарном лечебном учреждении, о чем не было известно судебному приставу-исполнителю).


Старший помощник межрайонного прокурора

юрист 2 класса Т.С. Монголова

Электронные письма, сообщения и звонки от различных фондов 01.11.2024 Электронные письма, сообщения и звонки от различных фондов

Звонок из службы безопасности банка 01.11.2024 Звонок из службы безопасности банка

Звонок от сотрудника правоохранительных органов 01.11.2024 Звонок от сотрудника правоохранительных органов

Мошенническая схема "Игра на бирже" 01.11.2024 Мошенническая схема "Игра на бирже"

23.10.2024 Тулунская межрайонная прокуратура информирует! Остерегайтесь телефонного мошенничества

27.05.2024 Тулунская межрайонная Прокуратура разъясняет.

Ответственность за неисполнение законных требований депутата представительного органа местного самоуправления, в том числе при рассмотрении депутатских обращений и депутатских запросов.
      Статьей 18 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 122-оз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области" выборному лицу местного самоуправления в целях реализации полномочий гарантируется право на обращение:
1) к главе муниципального образования и иным выборным лицам местного самоуправления;
2) к муниципальным органам и их должностным лицам;
3) к руководителям муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий;
4) к должностным лицам органов государственной власти Иркутской области, иных государственных органов Иркутской области;
5) к руководителям организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
6) к иным должностным лицам и органам, в чью компетенцию входит рассмотрение и принятие решений по вопросам местного значения или связанным с реализацией выборным лицом местного самоуправления его полномочий.
     2. Должностные лица, к которым направлены обращения выборных лиц местного самоуправления, обязаны дать ответ на указанные обращения или представить запрашиваемые документы в течение одного месяца со дня их поступления, если иное не установлено законодательством.
Уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами депутат представительного органа муниципального образования наделяется правом на обращение, которое по решению представительного органа муниципального образования может быть признано депутатским запросом.
    В качестве депутатского запроса может быть признано обращение депутата к государственным органам, органам местного самоуправления, руководителям общественных ’объединений, организаций всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию представительного органа муниципального образования.
     Ответ на депутатский запрос представляется в письменной форме не позднее пятнадцати дней со дня его поступления, если иное не установлено законодательством, и оглашается на заседании представительного органа муниципального образования.
Законом  Иркутской области от 09.12.2009 N 97/63-оз установлена административная ответственность за правонарушения, посягающие на порядок осуществления государственной власти и местного самоуправления в Иркутской области.
    Так, статьей 5 за несоблюдение должностным лицом органа государственной власти области, государственного органа области, органа местного самоуправления муниципального образования области установленных законом области сроков
представления ответа на депутатский запрос - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
    Несоблюдение должностным лицом органа государственной власти области, государственного органа области, органа местного самоуправления муниципального образования области, организации или общественного объединения, расположенных на территории области, установленного законом области срока представления ответа на депутатское обращение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
    Статья 10 Закона Иркутской области от 09.12.2009 N 97/63-оз устанавливает административную ответственность за несоблюдение должностным лицом органа государственной власти области, государственного органа области, органа местного самоуправления муниципального образования области, муниципального органа, руководителем Муниципального учреждения, муниципального унитарного предприятия, организации, осуществляющей свою деятельность на территории муниципального образования, иным должностным лицом, в чью компетенцию входит рассмотрение и принятие решений по вопросам местного значения или связанным с реализацией выборным лицом местного самоуправления его полномочий, установленных Законом области сроков представления ответа на обращение выборного лица местного самоуправления или запрашиваемого документа в виде предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
    Несоблюдение должностным лицом органа государственной власти области, государственного органа области, органа местного самоуправления муниципального образования области, организации, общественного объединения, расположенного на территории муниципального образования области, установленного Законом области срока представления ответа на депутатский запрос - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
    Статья 11 Закона Иркутской области от 09.12.2009 N 97/63-оз устанавливает административную ответственность за невыполнение должностным лицом органа государственной власти области, государственного органа области, органа местного самоуправления муниципального образования области, организации или общественного объединения, расположенных на территории муниципального образования области, законных требований выборного лица местного самоуправления, установленных Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 122-оз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области", либо создание препятствий в осуществлении его деятельности в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
    Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают мировые судьи области.

Разъяснение закона по состоянию на 27.05.2024


Страницы: 1 2 3 4 След. Все