ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ ГУ МЧС России по Иркутской области по состоянию на 08.00 (ирк) 06.01.2024 г.

06.01.2024 Прогноз ЧС на 07.01.2024 г.
Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций

на территории Иркутской области на 07.01.2024 г.

(при составлении прогноза использована информация ФГБУ «Иркутское УГМС», БВУ, Байкальского филиала единой геофизической службы РАН)


1. Исходная обстановка (оценка состояния явлений и параметров ЧС)

1.1 Оправдываемость прогноза

За прошедшие сутки прогноз оправдался по техногенным пожарам, ДТП.


1.2 Метеорологическая обстановка (по данным ФГБУ «Иркутское УГМС»)

За прошедшие сутки на территории области неблагоприятные метеорологические явления не зарегистрированы.


1.3 Гидрологическая обстановка

На реках области отмечается ледостав.

Толщина льда на реках области по состоянию на 31 декабря составляет 28 – 105 см, на р. Иркут в районе п. Баклаши отмечается ледостав с полыньями 10 %. На р. Лена толщина льда преимущественно на 9 – 44 см выше нормы, местами около нормы. На р. Китой, в верхнем течении р. Ия, в нижнем течении рек Уда и Бирюса, на реках Киренга и Нижняя Тунгуска – на 5 – 26 см выше нормы. На р. Ока, р. Ия в районе г. Тулун толщина льда близка к норме. На р. Белая, местами в верхнем течении р. Бирюса – на 4 – 10 см ниже нормы, на р. Витим – на 21 см ниже нормы.

На контроле находится продвижение кромки ледостава на реке Ангара в нижнем и верхнем бьефе Иркутской ГЭС.

       По состоянию на 05.01.2024 г., по данным космического мониторинга кромка ледостава на р. Ангара:

       в верхнем бьефе Иркутской ГЭС находится в 1 км ниже п. Большая Речка, в 42 км выше Иркутской ГЭС, за сутки продвинулась на 7 км (АППГ в 51 км выше Иркутской ГЭС);

       в нижнем бьефе Иркутской ГЭС кромка ледостава находится в 3 км выше д. Кулакова, в 59 км ниже ст. Суховская, в 102 км ниже Иркутской ГЭС, за сутки продвинулась около 1 км (АППГ в 82 км ниже Иркутской ГЭС).

Сведения о функционировании ГЭС:

ГЭС работают согласно установленных сбросных расходов.

В 1 квартале 2023 года прогнозировался приток в районе 59-114 % от нормы (220-420 м³/с при норме 370 м³/с), фактический приток составил 380 м³/с.

Во 2 квартале 2023 года прогнозировался приток в районе 87-104 % от нормы (2600-3100 м³/с, при норме 2980 м³/с), фактический приток составил 2870 м³/с.

В 3 квартале 2023 года прогнозировался приток в районе 116 -141 % от нормы (4700- 5700 м³/с при норме 4040 м³/с), фактический приток составил 5300 м³/с.

В 4 квартале 2023 года прогнозировался приток в районе 261-332 % от нормы (730-930 м³/с при норме 280 м³/с), фактический приток составил 850 м³/с.

Фактический приток в оз. Байкал в декабре 2023 года составил -150 м³/с (при норме -230 м³/с ).

В январе 2024 года ожидаемый полезный приток в оз. Байкал прогнозируется 100-400 м³/с, при норме 320 м³/с.

В 1 квартале 2024 года ожидается полезный приток в оз. Байкал в районе 250 - 450 м³/с при норме 370 м³/с.

       В соответствии с решением Енисейского БВУ установлены следующие режимы работы ГЭС (письмо № 05-6009 от 27.12.2023 г. Енисейского БВУ) в период с 30 декабря 2023 г по 2 февраля 2024 г.:

       - Иркутского — среднесуточными сбросными расходами в диапазоне 1900-2100 куб.м/с;

       - Братского — в режиме обеспечения установленного режима работы Усть-Илимского гидроузла;

       - Усть-Илимского — в режиме обеспечения установленного режима работы Богучанского гидроузла;

       - Богучанского — среднесуточными сбросными расходами в диапазоне 3500+50 куб.м/с.

       По состоянию на 06.01.2024 г. фактические сбросные расходы Иркутского гидроузла составляют 2100 м³/с.

      
       Уровень воды в озере Байкал составляет 456,74 м (за сутки понижение без изменений). АППГ – 456,46 м.

       Уровень воды в водохранилищах составляет:

       - Братское водохранилище – 400,76 м (за сутки без изменений). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) – 401,71 м. АППГ – 399,66 м.

       - Усть-Илимское водохранилище – 295,89 м (за сутки без изменений). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) - 295,71 м. АППГ – 295,67 м.

      
       1.4 Лесопожарная обстановка

       Пожароопасный сезон 2023 года на территории Иркутской области завершен.

      
1.5 Сейсмическая обстановка

За сутки сейсмических событий более 3-х баллов на территории Иркутской области не зарегистрировано.

С начала года на территории Иркутской области и приграничных районах Республики Бурятия, Забайкальского края сейсмических событий магнитудой более 3-х не зарегистрировано.

Система сбора оперативной информации о сейсмической активности осуществляется 26 станциями Байкальского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской Академии наук».


1.6 Обстановка на объектах энергетики и ЖКХ

За прошедшие сутки на территории Иркутской области аварий, приведших к длительному отключению потребителей, не произошло.


1.7 Биолого-социальная обстановка

1.7.1 Санитарно-эпидемиологическая обстановка

На территории области обстановка стабильная.


1.7.2 Эпизоотическая обстановка

В настоящее время на территории Иркутской области угрозы распространения острых заразных (карантинных) заболеваний сельскохозяйственных животных в масштабе эпизоотии нет. Однако, учитывая характер складывающейся эпизоотологической обстановки, связанной с распространением африканской чумы свиней, риск заноса данной инфекции на территорию области оценивается как «высокий».

По данным мониторинговых исследований циркуляции возбудителей природно-очаговых инфекций, среди заболеваний, общих для животных и человека, продолжают сохранять актуальность псевдотуберкулез, кишечные иерсиниозы, бруцеллез, лептоспирозы, туляремия, а также сибирская язва. Не исключается возможность возникновения единичных случаев указанных зооантропонозов на территории области.

Из заболеваний, отсутствующих на территории Иркутской области, но регулярно регистрируемых на территории соседних регионов и создающих потенциальный риск заноса, помимо африканской чумы свиней следует отметить бешенство и ящур.

Среди инфекционных заболеваний животных, регистрируемых на территории Иркутской области, наиболее актуальными продолжают оставаться: вирусный лейкоз КРС, случная болезнь, инфекционная анемия лошадей, эмфизематозный карбункул, пастереллез свиней, орнитоз.


1.8 Лавиноопасная обстановка

На лавиноопасных участках Иркутской области продолжается период накопления снега.

       В Иркутской области 2 лавиноопасных участка (12 очагов), на территории Казачинско-Ленского района (существует риск нарушения функционирования железной дороги и автодороги):

       1. Перегон Кунерма - Дельбичинда (992 – 996 км), высота снежного покрова 104-125 см (опасная 280 см);

       2. Перегон Дельбичинда - Дабан (1001 – 1007 км), высота снежного покрова 58- 103 см (опасная 280 см).

       С начала лавиноопасного периода самопроизвольных сходов снежных масс не зарегистрировано, работ по принудительному спуску лавин не проводилось.

       По данным снеголавинной станции Иркутского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры РЖД, снежный покров устойчив, нелавиноопасно.


2. Прогноз чрезвычайных ситуаций и происшествий


2.1 Опасные метеорологические явления

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: не прогнозируются.


2.2 Неблагоприятные метеорологические явления:

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: не прогнозируются.

      
       2.3 Гидрологическая обстановка

       На реках области отмечается ледостав.

      
2.4 Энергосистемы и объекты ЖКХ

Увеличивается вероятность риска возникновения аварийных ситуаций локального характера на коммунальных и электроэнергетических системах во всех муниципальных образованиях области (источник ЧС – износ оборудования, нарушение и несоблюдение производственно - технологических норм и правил эксплуатации газового оборудования).


2.5 Обстановка на автомобильном транспорте

Сохраняется риск возникновения ДТП на территории всей области, обусловленный выпадением осадков, гололедными явлениями, туманом, нарушением ПДД, в результате чего возможно ограничение движения транспорта, в т.ч. большегрузного, на трассах федерального и местного значения (заторы на дорогах).

Наиболее опасными участками автодорог на территории области являются 23 опасных участка федерального и местного значения:

Трасса Р-255 «Сибирь» километры 1179-1208, 1364-1366, 1508-1514, 1534-1589, 1610-1624, 1657-1677, 1687-1697, 1709-1713, 1729-1754, 1768-1773, 1782-1798, 1811-1842, 1851-1852, 1863-1873.

Трасса Р-258 «Байкал» километры 11-17, 33-34, 95-96.

Трасса А-331 «Вилюй» километры 11-12, 27-28, 63-64, 152-153, 179-180, 183-209.


2.6 Сейсмическая обстановка

Согласно данных Института земной коры СО РАН сводка прогноза изменений сейсмического режима на территории Байкальской рифтовой зоны на предстоящий период ожидания:

1) На юго-западном фланге Байкальской рифтовой зоны предполагается: возникновение помимо мелких толчков два хорошо ощутимых события со средней интенсивностью 6.1-6.8 балла в районе участка Главного Саянского разлома, расположенного севернее Тункинской впадины, а также на границе с Республикой Тыва. Предполагаемые отклонения от указанных средних значений составят ±1 балл.

2) В центральной части Байкальской рифтовой зоны: (оз. Байкал и Баргузинская впадина), с наибольшей вероятностью ожидаются 3 события с сотрясениями 5-6 баллов в эпицентральных районах. Предполагаемые отклонения также составят ±1 балл.

3) На северо-восточном фланге Байкальской рифтовой зоны: (Нижне-Ангарская, Муйская и Чарская впадины) наиболее вероятно возникновение землетрясений с энергией К=13-15 при отклонениях ±1балл. За прошедший период на этом сегменте Байкальской рифтовой зоны еще не фиксировалось возникновение достаточно сильных событий, что увеличивает вероятность их проявления в предстоящий период.


2.7 Обстановка с техногенными пожарами

Сохраняется высокий риск возникновения пожаров (в т.ч. взрывов бытового газа) на всей территории области, обусловленный неосторожным обращением населения с огнем и эксплуатацией ветхой электрической сети.


2.8 Обстановка на железнодорожном транспорте

Сохраняется риск возникновения нарушений в работе ж/д транспорта в результате деформации железнодорожного полотна, которое может привести к авариям при прохождении пассажирских и грузовых составов.

Сохраняется риск возникновения происшествий, связанных с ДТП на ж/д переездах.

Наиболее вероятно возникновение происшествий в 4 районах Иркутской области: Тайшетском, Слюдянском, Куйтунском, Нижнеудинском.


2.9 Геомагнитная обстановка

07 января магнитное поле Земли ожидается неустойчивое. Возможно ухудшение условий КВ-радиосвязи. Озоновый слой в норме.


2.10 Лавиноопасная обстановка

Возникает вероятность происшествий в горных районах области, вызванная повышенной опасностью пребывания людей (туристы, спортсмены, в том числе на лыжах, сноубордах, снегоходах) в районах самопроизвольного схода снежных лавин (источник ЧС – высота снежного покрова выше 30 см).


3. Рекомендуемые превентивные мероприятия органам местного самоуправления на территории Иркутской области:


По риску неблагоприятных и опасных метеорологических явлений:

1. Довести предупреждение о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях погоды (в случае получения) и рекомендации по порядку реагирования на него до руководящего состава администрации муниципальных образований и органов управления муниципального звена территориальной подсистемы Иркутской области РСЧС.

2. Поддерживать в готовности систему оповещения и информирования населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

3. Организовать усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценку их социально-экономических последствий.

4. Проверить готовность вводов резервных источников электропитания на СЗО и объектах с круглосуточным пребыванием людей, обеспечить их своевременную доставку и быть в готовности к применению аварийных источников питания.

5. Проверить готовность группировки сил и средств к реагированию на аварии на объектах и сетях электроснабжения, газоснабжения и водоснабжения.

6. Уточнить наличие материальных и финансовых средств для ликвидации возможных ЧС на территории муниципального образования.

7. Разместить информацию по неблагоприятным и опасным метеорологическим явлениям погоды на официальных сайтах администрации района, МО.

8. Своевременно принимать решения о введении на подведомственной территории режимов функционирования «Повышенной готовности» и «Чрезвычайной ситуации» с принятием дополнительных мер по защите населения и территорий.


По риску техногенных пожаров:

1. Регулярно проводить проверки противопожарного состояния частного жилого сектора.

2. Обеспечить контроль пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.

3. Совместно с главами сельских администраций, участковыми уполномоченными организовать проведение профилактических мероприятий в целях уменьшения случаев возникновения пожаров и гибели людей на них.

4. Обеспечить доведение информации до населения (через средства массовой информации и на сходах граждан) о возможных причинах возникающих пожаров, о правилах пожарной безопасности в быту, а так же безопасности при эксплуатации газового (электро-) оборудования в жилых домах и объектах административно-хозяйственного и промышленного назначения.


По риску возникновения термических точек

1. Организовать круглосуточную работу и реагирование на термические точки, зарегистрированные на портале «Мобильное приложение».


По риску аварий на энергосистемах и объектах ЖКХ:

1. Проверить и привести в готовность системы оповещения инженерно-технического и обслуживающего персонала объектов ЖКХ.

2. Выявлять и принимать меры по предупреждению, локализации и ликвидации дефектов и отказов в работе систем жизнеобеспечения населения.

3. Организовать контроль создания, наличия, использования и восполнения запасов материально-технических ресурсов для ликвидации аварий.

4. Принять меры по созданию постоянно действующего резерва мобильных (передвижных) электрических станций.

5. Проверить готовность аварийно-диспетчерских служб жилищно-коммунального хозяйства и экстренных рабочих бригад к ликвидации возможных аварийных ситуаций.

6. Проверить укомплектованность экстренных рабочих бригад необходимым оборудованием и техникой.

7. Проверить планы и порядок эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с нарушением систем жизнеобеспечения.


По риску дорожно-транспортных происшествий, в том числе при затруднении движения автомобильного транспорта:

1. Постоянно уточнять прогноз метеорологической обстановки в зоне ответственности подразделений дорожных служб.

2. Территориальным подразделениям дорожных служб в зонах ответственности, постоянно уточнять данные о готовности сил и средств, в случае ухудшения дорожных условий (организация объездов, привлечения дополнительной специализированной техники с ближайших пунктов дислокации и т.д.).

3. Спланировать взаимодействие с районными медицинскими учреждениями и ГИБДД, для своевременного реагирования на возможные ДТП.

4. Осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки людей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовки водителей.

5. Обеспечить готовность аварийных служб к реагированию на ДТП.

6. Организовать проведение бесед с водителями предприятий и организаций о необходимости соблюдения ПДД с демонстрацией фото - и видеоматериалов с мест ДТП.

7. Постоянно проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.

8. Организовать готовность дорожных служб к обеспечению нормального функционирования транспортного сообщения.

9. В случае крупных ДТП или ухудшения дорожных условий, проработать вопросы:

- организации мест питания и размещения водителей и пассажиров в случае необходимости;

- организации дежурства экипажей скорой медицинской помощи, патрульных машин ГИБДД и подвозу ГСМ;

- организации информирования населения через СМИ о сложившейся обстановке, а так же маршрутов объездных автодорог.


По риску происшествий на водных объектах:

1. Организовать проведение разъяснительной работы среди населения, направленной на соблюдение мер безопасности при посещении водных объектов в период установления ледяного покрова. Организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков, наглядной агитации, пропаганды в СМИ по правилам безопасности на водных объектах.

2. Организовать патрулирование в местах массового выхода людей к водоемам.


По риску схода снежных лавин

1. Организовать учет туристских групп.

2. Проинформировать население и компании, занимающиеся спортивной и туристической деятельностью, об опасности пребывания туристов и спортсменов в горных районах.

3. Организовать проведение мероприятий по разъяснению населению необходимости регистрации выхода туристских групп в Главном управлении МЧС России по Иркутской области через официальный сайт.

4. Организовать работу по установке предупреждающих знаков в местах схода лавин, на подъездных путях к горным массивам, а также размещение информационных материалов в местах массового пребывания населения.


По риску землетрясений. Мероприятия по снижению негативных последствий, обусловленных возможной сейсмической активностью:

1. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и иных документов.

2. Проинформировать населения об угрозе ЧС и порядке действий в условиях сейсмической активности.

3. Проверить готовность аварийно-спасательных подразделений территориальной подсистемы к реагированию.

4. Уточнить расчеты сил и средств в случае проведения эвакуации людей, животных, материальных ценностей.